Танк Менделеева
Линия
 

«Танк Менделеева» (также «Бронированный автомобиль» Менделеева) — установившееся в историко-технической литературе обозначение первого русского и одного из первых мировых проектов танка. Разработан в 1911—1915 годах инженером-кораблестроителем В. Д. Менделеевым. Является первым в мире проектом сверхтяжёлого танка, отличался высочайшими для своего времени показателями огневой мощи и бронезащиты. Проект содержал большое количество оригинальных конструкторских решений и новшеств, однако не вышел из стадии чертежей и не был воплощён в металле.

Было разрабооотано два варианта машины: средний танк и сверхтяжелый танк.

Боевая масса, т 20 173,2
Экипаж, чел. 4 8
Тощина брони корпуса, / башни мм 10 - 12 150/8
Калибр пушки, боекомплект 107 мм 120-мм, 51 выстрел
Пулемёт крупнокалиберный 1 * 7,62-мм «Максим»
Тип и мощность двигателя   Бензиновый, 250 л.с.
Удельная мощность, л.с./т   1,5
Максимальная скорость, км/ч 7 24,8 (по дорогам)
Средняя скорость, км/ч   10-15
Удельное давление на грунт, кг/см2   2,78
Количество выпущенных, шт не реализован в металле не реализован в металле
Линия

Проект танка разработан В. Д. Менделеевым единолично за почти пять лет, с 1911 по 1915 годы. Примечательно, что проект разрабатывался изобретателем в целиком и полностью инициативном порядке в свободное от основной работы время. В работе Менделеев широко использовал опыт русского военного кораблестроения.

Разработанный проект отличался очень высоким уровнем проработки и общей тщательностью исполнения — фактически, Менделеев довёл свой проект до уровня рабочих чертежей опытного образца. Особенно это было заметно в сравнении с предложениями большинства других изобретателей. Проект «Бронированного автомобиля», как Менделеев назвал своё детище, был представлен им в канцелярию военного министерства 24 августа 1916 года. Следует отметить, что в тот момент до появления на поле боя первых английских танков оставался почти месяц, а первые фрацузские танки ещё не существовали в металле. Поданый на рассмотрение проект включал в себя детально разработанные чертежи и объёмистую пояснительную записку, разделённую на главы: «Внутреннее размещение личного состава», «Спецификация», «Таблица весов», «Расчёт опорной поверхности», «Проход по железнодорожному пути» и т. д.

Танк Менделеева

Однако, несмотря на детальность проработки и общую воплотимость проекта, он не был воспринят военными всерьёз. По сути своей, проект так и не был тщательно рассмотрен и осел в архивах.

Позднее, осенью 1916 года, основываясь на опыте применения англичанами первых танков, Менделеев модернизировал свой проект, однако сведения об этом варианте танка носят отрывочный характер. Менделеев рассчитывал представить свой новый проект, так же, как и первый, в военное министерство, однако начавшиеся в стране политические катаклизмы перечеркнули планы изобретателя.Экипаж

Экипаж, или, как значилось в документации Менделеева, «команда» танка, составляла 8 человек — командир, главный механик, рулевой, наводчик, пулеметчик и три канонира. Все члены экипажа имели рабочие места, за исключением командира. Последний должен был в ходе боя перемещаться внутри танка, вести наблюдение через бойницы в «стенах» и крыше корпуса, руководить действиями экипажа, корректировать огонь из пушки пулемёта, а также лично отстреливаться от подобравшихся к танку неприятельских пехотинцев, используя пистолет. На марше командир перемещался в носовую часть корпуса, к рулевому. В свою очередь, рулевой, как описывал Менделеев, «при отсутствии боевой опасности находится на крыше автомобиля в передней его части». На крыше корпуса рулевой размещался на съёмном сиденье со съёмными органами управления. В боевой обстановке рулевой перемещался внутрь машины, осуществляя наблюдение через щели, защищённые толстым стеклом и бронезаслонками. В случае необходимости движения машины задним ходом водитель мог переместиться на кормовой пост управления.

Не подлежит сомнению, что проект танка, предложенный В. Д. Менделеевым, во многом являлся революционным для своего времени. Многие идеи и разработки, заложенные в нём, увидели свет лишь десятилетия спустя. К примеру, идея опускания корпуса машины на грунт была реализована в конце 1930-х на самоходной мортире «Карл», а пневматическая подвеска впервые появилась на ряде лёгких танков заключительного периода Второй Мировой войны (в частности, её имели британские авиадесантные танки «Гарри Гопкинс» и «Тетрарх»).

Вообще широкое использование пневматики было характерной особенностью проекта Менделеева. Пневматика использовалась для механизации и автоматизации почти всех работ в танке — в частности, подвеска, стартёр двигателя, приводы переключения скоростей в главных постах управления, привод механизма натяжения гусениц, привод жалюзи воздухозаборника, приводы заряжания пушки, привод поднятия и опускания пулемётной башенки, механизмы наводки орудия были пневматическими. Это делало проект крайне передовым для своего времени.

С точки зрения бронезащиты танк Менделеева был практически неуязвим для любых сухопутных типов вооружения, поскольку на тот момент полевые части не располагали орудиями калибром свыше 76,2 мм, а калибр крепостных орудий редко превышал 152,4 мм. По сути, В. Д. Менделеев был первым конструктором, предложившим применение противоснарядного бронирования на сухопутных боевых машинах. Проблема уязвимости ходовой части — единственного элемента танка, который теоретически мог быть разрушен в бою — отчасти решалась регулированием клиренса и возможностью опускания корпуса на грунт. Таким образом, будучи опущенным на грунт, танк превращался, по сути, в практически неуязвимый стальной форт. Собственно, достаточной для его уничтожения мощью обладали только артсистемы больших калибров (203, 280, 305 и 420 мм), однако даже в случае их применения для поражения танка требовалось бы прямое попадание.

Вооружение танка также было превосходным — 120-мм орудие Канэ практически не имело неуничтожимых целей. Мощности его фугасного снаряда было бы достаточно для борьбы с любыми целями на поле боя, а бронебойные снаряды позволили бы крушить даже неприятельские корабли.

Очень прогрессивной для своего времени являлась и идея размещения вспомогательного пулемёта в башенке кругового вращения. Правда, большая высота танка создавала бы заметную «мёртвую зону» вокруг танка, однако, принимая во внимание экстраординарное бронирование танка, её наличие не являлось проблемой. Кроме того, в корпусе танка существовали бойницы, позволявшие отстреливаться от неприятельских солдат.

Вместе с тем, за неуязвимость и колоссальную огневую мощь пришлось расплатиться поистине запредельным весом машины. В сочетании с достаточно узкими гусеницами, это программировало крайне низкую скорость и проходимость машины. В свою очередь, это практически исключало возможность использования машины, как собственно танка. Что интересно, в поданном на рассмотрение проекте Менделеев не указал конкретного назначения своего «бронированного автомобиля». Учитывая тот факт, что по своим параметрам и внешнему виду танк Менделеева являлся скорее сверхтяжёлой САУ, можно предположить, что изобретатель предполагал использовать своё детище для разрушения фортификационных сооружений и для береговой и противодесантной обороны Финского залива. Еще одним доводом в пользу этого предположения является тот факт, что и бронирование, и вооружение танка Менделеева в период Первой Мировой войны были явно избыточными для танка.

В то же время, несмотря на высокую сложность машины, обилие пневматики, мощное вооружение и бронирование, проект Менделеева был вполне реализуем на любом кораблестроительном предприятии своего времени. Ситуацию упрощала также детальная проработка проекта. Правда, силовую установку и электрооборудованиие пришлось бы, вероятнее всего, закупать за рубежом. Однако, по описанным выше причинам, стоимость постройки такой машины соответствовала стоимости хорошей подводной лодки, что, видимо, и послужило основной причиной отсутствия интереса к нему со стороны военного ведомства. Свою роль, возможно, сыграло и отсутствие у Менделеева каких бы то ни было связей — ведь примерно в это же время в металле был воплощён куда более амбициозный и сюрреалистичный проект боевой машины Николая Лебеденко.

Однако нельзя отрицать, что проект В. Д. Менделеева является важной вехой в истории российского и мирового танкостоения. Конструкторская культура, добросовестность и тщательность, с которой был разработан проект, а также заложенное в нём большое количество оригинальных и прогрессивных идей делают честь русской технической мысли и подчёркивают конструкторские заслуги автора.

Мишенные установки "Т-Медиа"
 
Стойка СМПУ-3 Модуль "Призма" Установка мишенная "Противник" Модуль "Биатлон"  
Стойка мишенная переносная универсальная СМПУ-3 Мишенный модуль "Призма" Установка мишенная УМ-2Э "Противник" Мишенный модуль "Биатлон"  
Линейка

 

   
Logotype
  На главную страницу
Линия