Волков Валентин. "Минск 3 июля 1944 г." | |
![]() |
|
История создания Валентином Волковым грандиозного полотна до сих пор полна загадок и легенд
Это только кажется, что легендарной картине с самого начала сопутствовал успех… В постоянную экспозицию Национального художественного музея легендарное полотно вернулось только четыре года назад. До этого почти 30 лет полотно размером 5 метров на 3 метра хранилось в фондах музея, намотанное на барабан.
- Я не один раз писал во все инстанции, чтобы вернуть ее в экспозицию, - рассказывает внук художника Сергей Волков. - Однажды даже получил отписку, мол, денег для реставрации картины нет… Но когда ее в 2005 году сняли с барабана, она оказалась в идеальном состоянии. Ведь дед скрупулезнейшим образом соблюдал технологию живописи, которую ему преподавали в Петербургской академии искусств.
- У Волкова на всех подрамниках были записаны рецепты грунтов, лаков, - подтверждают сотрудники художественного музея.
ПРАВИТЕЛЬСТВО БЫЛО НЕДОВОЛЬНО СКОРОСТЬЮ РАБОТЫ ВОЛКОВА
Изначально Волков писал «3 июля» для Дома правительства. В архивах сохранились эскизы картины, которая должна быть… росписью одной из стен Дома правительства. Почему художник или правительственные чиновники отказались от этой идеи, сегодня неизвестно. Вообще, несмотря на то, что прошло не так уж много времени, на многие вопросы сегодня ответов нет. К примеру, сколько же лет писалась картина?
- Мы ставим последнюю дату - 1945 - 1955 годы, - рассказывает сотрудник музея Ольга Архипова. - Но впервые она была выставлена в 1953 году в Минске. А сам Волков в письмах писал, что работал над ней больше 10-ти лет. В 1955 году она была выставлена в Москве на декаде белорусского искусства.
Но судя по всему, правительство рассчитывало, что картина будет готова гораздо раньше.
- Они считали, что заказ дед выполнит максимум за год. Когда работа затянулась, с него уже готовы были голову снять, дергали постоянно, в мастерскую даже сам Пономаренко (первый секретарь ЦК КПБ. - Авт.) прибегал. Но дед настаивал, что в таком сыром виде не может картину сдавать.
После выставки в Москве «Минск. 3 июля 1944 года» попала в постоянную экспозицию художественного музея, где выставлялась до 1978 года, потом была выставка во Дворце искусства. Затем полотно оказалось в запасниках музея.
ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ ВОЛКОВ УЧАСТВОВАЛ В ВЫСТАВКАХ
Разговоры о том, что Волков начал писать картину еще при немцах (ведь он провел в Минске все три года оккупации), и изображены на ней должны были быть не советские войска, а то, как минчане встречают немецкие танки, идут не один год.
- Никаких доказательств этому нет, - уверена Ольга Архипова. - В Минске в оккупации осталось много художников. Здесь проходили даже художественные выставки. Но после войны очень многих посадили, сослали. В основном тех, кто писал немецкие портреты или получил какие-то награды на тех выставках. Я работала в архивах КГБ - на Волкова там нет никаких данных. А вот на дочек его кто-то донес, что они сотрудничали с немцами. Ирину и Нину сослали в лагеря, Нина там умерла, а Ирина вернулась в Минск в начале 50-х.
- И дед, и отец участвовали в выставках во время оккупации - жить-то надо было, - Сергей Анатольевич родился в Минске в 1942 году. - Хотя вспоминать те годы оба не любили.
Начало войны многих минчан застало врасплох. Далеко не всем удалось уйти из Минска перед наступлением фашистов.
- 22 июня мои родители были как все на открытии Комсомольского озера. Когда вернулись домой, отца уже ждал посыльный из ЦК: «Анатолий Валентинович, срочно нужен антифашистский плакат и листовка по поводу начала войны. Папа схватился за голову. Помчался домой, полтора дня, не разгибаясь, работал, не глядя по сторонам. Минск, кстати. В первые дни не бомбили. Сделал плакат в полный размер и листовку и побежал в ЦК. А там никого нет, только бумаги ветром гоняло по коридорам… Он бросился за семьей, но уйти из Минска они не успели. Добежали до Борисова, а там немецкий десант. Кстати, по дороге он обронил все документы, орден, орденскую книжку. Видно, кто-то подобрал их и вернул ему после войны.
- А как выживали в оккупированном Минске?
- Я знаю со слов мамы. В выставках отец и дед выставлялись пейзажами и натюрмортами. В районе нынешнего парка Челюскинцев стояла батарея зенитчиков, состоявшая из чехов. Чехи приносили отцу маленькие фотографии своих детей, и он им писал масляные живописные портреты. А потом почти все эти чехи по очереди сбежали в партизанский отряд Яна Налепки. Кстати, художник Гусев, с которым наша семья жила в одном доме, рисовал партизанам карты. Но это его не спасло от лагеря после войны. Однажды они чуть не попались. Обыски проходили часто, а у Гусева с обратной стороны спинки дивана висел портрет Ворошилова, который он тайком рисовал для партизанского отряда. Если бы его нашли, уничтожили бы весь дом.
- Но как же деду, прожившему три года в оккупации, доверили работу для Дома правительства?
- После освобождения они с отцом прошли так называемую фильтрацию. А многих действительно сослали. Хотя даже я писал в анкетах, что не просто был, а родился на оккупированных территориях. А знаете, после чего дед получил тот заказ? Видели в хронике грандиозный партизанский парад в конце июля 44-го года? Проходил он не у Дома правительства, а за городом. Для трибуны, на которой стояло все руководство, нужен был огромный задник. На том заднике в три или четыре человеческих роста слева стоял партизан, девушка-партизанка. Это панно было нарисовано дедом и папой.