Сувенирный набор "Между небом и водой.

Экранопланы: вчера, сегодня, завтра."

Линия

 

ЭкранопланыС экранным эффектом – эффектом изменения несущих свойств воздушного крыла на малых высотах – впервые столкнулись авиаторы в 20-х годах ХХ века на взлетно-посадочных режимах полета самолетов. Поскольку летные качества самолетов того времени не были рассчитаны на этот эффект, то в ряде случаев это оборачивалось авариями и катастрофами.

Схема "экранного эффекта"

В конце 50-х годов прошлого века к созданию экранопланов обращается известный советский конструктор Ростислав Евгеньевич Алексеев. В 1960 году была изготовлена первая самоходная модель экраноплана, названная СМ-1. В 1961 она прошла испытания, подтвердив в целом проектные расчеты.

В 1964 году по постановлению правительства СССР под руководством Р.Е. Алексеева были начаты работы по созданию экранопланов для ВМФ, и уже в 1966 году экраноплан «Каспийский Монстр» массой 550 т был построен и спущен на воду. Экраноплан успешно прошел государственные испытания, после чего эксплуатировался до 1980 года, обеспечивая решения различных задач проектирования экранопланов. Он и до настоящего времени является самым крупным летательным аппаратом в мире.

Схема экраноплана

В СССР производство экранопланов началось в 1957 году и прекратилось в начале 1990-х годов. За это время было построено около 30 таких аппаратов, которые в международной классификации определены как "морские суда". Экраноплан использует эффект аэродинамического экрана при движении над водной или земной поверхностью. От других кораблей, например катеров на воздушной подушке или судов на подводных крыльях, экранопланы отличаются более высокой скоростью - до 250 узлов.

В 1960-х годах ЦКБ "Алексеева" создало и испытало на Каспийском море экспериментальный экраноплан, окрещенный западными спецслужбами "Каспийским монстром" - так разведка расшифровала аббревиатуру "КМ" (Корабль-макет) на борту судна. Экраноплан имел размах крыла 37,6 метра, длину около ста метров, а максимальную взлетную массу 544 тонны. В 1980 году прототип корабля потерпел аварию и затонул, после чего было принято решение о прекращении проекта.
Наиболее известными советскими экранопланами были транспортно-десантный "Орленок" (построено пять единиц) и ударный экраноплан-ракетоносец "Лунь" (построена одна единица, выведена из состава Черноморского флота в 1990-х годах). В вооруженных силах СССР экранопланы планировалось использоваться в десантных операциях, для доставки грузов, а также в противолодочных и противокорабельных целях. Известен также проект Роберта Бартини по созданию стратегического экраноплана-бомбардировщика А-57.

Наступившая в стране перестройка сделала невозможным дальнейшие разработки и постройки экранопланов.

Работы по воссозданию отечественной школы экранопланостроения инициативно взяло на себя ЗАО «Арктическая торгово-транспортная компания» («АТТК»), объединив усилия ведущих конструкторов и инженеров – соратников и продолжателей дела Р.Е. Алексеева в работе над новыми проектами экранопланов. В 90-х годах прошлого века был разработан проект 5-ти местного экраноплана «Акваглайд».

Об этой удивительной странице истории нашей страны и рассказывает данный сувенирный спичечный набор. Набор может стать интересным и полезным подарком или сувениром для филуменистов, коллекционеров, моделистов, людей, увлекающихся военной техникой, а также всех, кто интересуется историей своей страны и ее героическими Вооруженными Силами.

Транспортно-десантный экраноплан "Орленок" Экраноплан "Касатка-5"

Экранолеты

 

 


Наш опыт свидетельствует, что данные сувениры пользуются большим спросом и у граждан иностранных государств,поэтому мы решили по вашему желанию укомплектовывать их буклетами с информацией на иностранном языке.

 

При тираже более 500 шт. на коробку дополнительно могут быть нанесены логотип и реквизиты заказчика, а также любая иная информация по вашему желанию.

Компания "ТМ" благодарит ЗАО "Арктическая торгово-транспортная компания" ( www.attk.ru) и Валерия Ершова (http://students.uni-vologda.ac.ru) за любезно предоставленные материалы.

Экранопланы, вошедшие в набор:

  • КМ-1 («Каспийский Монстр»), 1966 г.;
  • Транспортно-десантный экраноплан А-90 «Орленок», 1979 г.;
  • Экраноплан-ракетоносец «Лунь», 1989 г.;
  • Экранолет ВВА-14, 1972 г.;
  • Учебно-тренировочный экраноплан «Стриж», 1990 г.;
  • Экраноплан «Волга-2», 1980 г.;
  • Грузопассажирский экраноплан «Икар» (Речное такси), 2007 г.;
  • Морской пассажирский газотурбоход РАКЕТА-2;
  • Экраноплан «Акваглайд-5», 2002 г.;
  • Экраноплан ЭК-12 «Иволга»,1990 г.;
  • Экраноплан «Акваглайд-30»;
  • Экраноплан «Касатка-5», 2005 г.;
  • Экспериментальный спасательный катер-амфибия ЭСКА-1, 1973 г.;
  • Морской пассажирский экраноплан МПЭ-10 (проект);
  • Поисково-спасательный экраноплан «Спасатель» (проект);
  • Морской пассажирский экраноплан МПЭ-3 (проект);
  • Экраноплан-амфибия С-90-200, 2000 г. (проект);
  • Морской пассажирский экраноплан МПЭ-2 (проект).
  • Другие спичечные наборы компании "Т-Медиа"
    Советские танки 1920-1960гг.
    Бронетанковая техника России
    Подводный флот России
    Танки Вермахта. Оружие совершенства.
    Холодная война.
    Самовары Российской империи.
    ЗАО "НТЦ "ЭЛИНС"
    Богородичные иконы
    Москва православная
    Оружие Победы
     
    Где купить? Адреса магазинов и торгующих организаций, реализующих продукцию компании.
  • Мишенные установки "Т-Медиа"
     
    Стойка СМПУ-3 Модуль "Призма" Установка мишенная "Противник" Модуль "Биатлон"  
    Стойка мишенная переносная универсальная СМПУ-3 Мишенный модуль "Призма" Установка мишенная УМ-2Э "Противник" Мишенный модуль "Биатлон"  
    Линейка

     

        Logotype
    Сувенирные спичечные наборы На главную страницу
    линия